За многовековой период развития система улиц левобережья Смоленска менялась дважды: в первой половине XVI века, когда к городу присоединились южные территории, и во второй половине XVIII века, когда появились новые слободы. В Заднепровье изменения происходили чаще. Возникнув вместе с основным городом, оно то появлялось, то исчезало, то было густо заселено, а то превращалось в запущенную равнину с редкими усадьбами мещан. Но до XVIII века Заднепровье не выходило на коренной берег и располагалось между речкой Городянкой на западе и Крупошевским ручьем на востоке.
Современная система улиц Смоленска сложилась только к 80-м годам XX века. В конце века осуществлялось строительство ранее намеченных улиц, но с учетом тех изменений, которые произошли в стране. Например, некоторые территории, отведенные генеральным планом под промышленное строительство, отданы под жилищную застройку.
Уличная система города сложная. Это объясняется тем, что она существует примерно тысячу лет, и каждый временной отрезок предъявил свои требования. Сказывается сложный рельеф, который во многом определил формирование системы улиц Сортировочной, Колодни, овражной части Заднепровья. В силу разновременной и разнохарактерной застройки улицы Смоленска не похожи друг на друга.
На участках равнинной территории планировка улиц свободная. Она определяется только нуждами города, вкусами архитектора. В Смоленске к таким свободно-равнинным территориям относятся южная равнина, на которую город вышел только в XVIII веке, а также Покровка, Днепровские террасы Сортировочной и Гнездова.
По основному назначению улицы классифицируют на селитьбенные, производственные, транспортные, торговые, административные. Однако, чаще встречаются улицы многофункциональные.
До XX века такая градация не была ярко выраженной. Промышленные предприятия располагались рядом с жилыми постройками. Здесь же располагались различные лавочки, магазины, увеселительные заведения. Городской транспорт был дорогой, поэтому предпочитали селиться поближе к работе. Обслуживающая сфера шла к потребителю.
В начале XX века появились трамваи, чуть позже — автобусы. Трамвайная линия в Смоленске функционирует с 1901 года. Первые автобусные линии появились в начале 30-х годов. Развитие городского транспорта позволило отделить промышленную зону от жилых построек. В силу этого специализация улиц стала более узкой.
Остановимся подробнее на селитьбенных улицах Смоленска. На многих из них преобладает усадебная застройка. В городе отводится девять соток под усадьбу. В прошлом на усадьбе строили дома общей площадью около 40 кв. м. К домам примыкали или отдельно располагались хозяйственные постройки. Оставшаяся площадь отводилась под огород и небольшой сад. До революции подобная застройка была характерна для мещан. Дворяне на своих усадьбах имели только сады, а дома были более комфортабельные и вместительные.
После Великой Отечественной войны усадьбы широко распространились в Смоленске. Для индивидуального строительства создавались благоприятные условия: предоставлялись ссуды, оказывалась помощь в приобретении строительных материалов. Часто будущие соседи помогали друг другу. Хозяева на таких улицах присматривали не только за своими усадьбами, но и за самой улицей: прочищали канавы по сторонам проезжей части, подсыпали песок и гравий, зимой расчищали снег.
Среди селитьбенных улиц особо надо отметить овражные. Большинство из них не имеет улучшенного покрытия, иногда отсутствует тротуар, точнее, пешеходные тропинки вдоль улицы. Преобладающая застройка на них — усадебная. Овражные улицы отличаются особым колоритом. Участки передаются из поколения в поколение. Здесь хорошо развито подсобное хозяйство. Характер застройки на этих улицах меняется медленно. Преобладают одноэтажные деревянные домики. В настоящее время появляются коттеджи. Это свидетельствует о том, что владельцы крепко держатся за свои усадьбы, накапливают средства и выжидают благоприятного момента, когда можно будет заменить дедовский домик более современным. Такое положение имеет место и в Сортировочной, и в Колодне, и в Гнездове.
Летописные сведения подтверждают, что во второй половине X века Смоленск уже располагался на своих холмах и оврагах. Всем этим требованиям отвечали два лога, отделяющие с востока и запада Соборный холм. Сам Соборный холм первых поселенцев не привлекал, так как был расположен далеко от воды и продувался всеми ветрами.
Между западным и восточным логами много общего, но есть и существенное различие. Западный лог (ныне здесь проходит улица Парижской коммуны) имел относительно короткий и не очень крутой подъем на верхнюю надпойменную террасу. Восточный лог (улица Красный ручей) удобных выходов из долины Днепра на равнину не имел. Он был тупиковым. Чтобы выехать из него на равнину, нужно было или огибать Соборный холм с севера вдоль Днепра, или взбираться по крутому восточному подъему (ныне улица Школьная). Может быть, эти транспортные затруднения привели к тому, что на рубеже X—XI веков был прорыт сухой ров, соединивший Восточный и Западный лог. Он отделил Соборный холм от коренного берега Днепра. Это имело оборонное значение, а жители восточного лога получили удобный выход на равнину. Таким образом, наиболее древними улицами можно считать улицы Парижской Коммуны и Красный ручей.
Первый оборонительный вал Смоленска, как убедительно доказал на основе археологических раскопок Н. Сапожников, был построен на рубеже X—XI веков. К тому времени техника сооружения валов на Руси была хорошо освоена. Привяжем расположение древнего вала к современным улицам.
На восточной стороне вал начинался у Днепра, поднимался вдоль Георгиевского холма, отделявшего Георгиевский овраг (ныне улица Фурманова) от оврага Зеленый ручей. Южнее Георгиевского холма он выходил на улицу Ленина и шел по ней на запад. С места пересечения улиц Ленина и Б. Советской вал медленно смещался к северу, в районе старого корпуса педагогического университета он круто поворачивал на север и по гребню Воскресенского холма опускался к Днепру. Н. Сапожников высказал интересную мысль о том, что на крутых склонах оврагов, входивших в состав укреплений, возможно, валы не строились. На кромке оврага просто ставился тын. Вероятно так укрепили восточный склон Пятницкого оврага и западный склон Георгиевского. Земляной оборонный вал определил направление первых улиц древнего города.
Археологические раскопки на улице Соболева показали, что три усадьбы XI века еще не имели четких границ. Дорога от Днепра проходила на Соборный холм по ложбине, которой сейчас нет. На Соборном холме, видимо, в то время была церковь. Между двумя усадьбами проходил узкий проулок шириной немного более метра, устланный плахами на лагах.
К середине XII века площади усадеб определились. Они отделились одна от другой частоколом. Между усадьбами появилась улица, шедшая вдоль Днепра. Когда построили земляной вал первой крепости, отделявший Днепр от города, возникла необходимость в улице. Таким образом, улица вдоль Днепра (ныне улица Соболева) одна из самых древних. Эта улица имела уже в то время транспортное, оборонное, селитьбенное значение.
Отметим еще одно обстоятельство. Внутри крепости вдоль валов обязательно оставлялось свободное пространство для быстрого перемещения защитников. Позже это пространство стало улицами. Если оборонный вал или тын спускался по склону Георгиевского холма к Днепру, то вдоль укрепления с внутренней стороны должна была быть проложена дорога для перемещения обороняющихся. Присмотревшись к улице Фурманова, можно заметить, что она врезана в восточный склон Георгиевского холма. Улица Войкова тоже шла вдоль земляного вала. На ней местами сохранились крутые склоны и крутой поворот на северо-восток к Днепру. Такой поворот не мог образоваться в результате природных явлений. Следовательно, улицы Фурманова и Войкова можно считать тоже древними.
Основные дороги, которые связывали Смоленск с другими княжествами, определили размещение главных ворот крепости и направление главных улиц города. Днепровские ворота — центральные. Они находились на месте современной Православной гимназии на улице Соболева. В этом месте начинался мост через Днепр. Его существование подтверждает Никоновская летопись. В ней есть миниатюра, изображающая Витовта под Смоленском. Главные ворота крепостной стены — Днепровские — показаны закрытыми.
Южные ворота — сухопутная дорога в Киев и в южные районы Смоленского княжества. Восточный, Днепровский выход (Крылошевский), шел к формирующемуся посаду Рачевка, на Муром, Ростов Великий, Суздаль. Западные, Пятницкие ворота, вели на Полоцк — соперник Смоленска. Ворота связывались дорогами внутри крепости. Эти дороги стали улицами. Северные и южные ворота соединялись Западным логом, а позже — улицами Соборная гора — Молоховская. Западные и восточные ворота — улицей, которая проходила вдоль Днепра. В XVII веке она называлась Большой Проезжей. Сейчас это восточный отрезок улицы Студенческой и западный отрезок улицы Соболева.
Большая Проезжая дорога была опорной. На нее выходили улицы Западного (улица Парижской коммуны) и Восточного лога (улица Красный ручей). К ним по возрасту примыкает улица Соборная гора и улица на восточной стороне Соборного холма (улица Школьная).
На восточном, северном и западном склонах Соборного холма размещались небольшие усадьбы смолян, соединенные переулками и проулками. Южный склон вряд ли был заселен, так как он имел большую крутизну. Как уже указывалось, сухой ров объединял всю эту систему в кольцо вокруг Соборного холма. Позже, в XII веке, когда весь восточный лог был застроен, горожане поселились на Спасском холме, хотя здесь были трудности с водой. Так появились улицы, которые сейчас носят название Нижний и Верхний Реввоенсоветский переулки.
Старой улицей можно считать и отрезок улицы Большой Советской от перекрестка с улицей Ленина до улицы Соборная гора. На карте XVIII века через сухой ров показан каменный мост, который соединял Молоховскую улицу (так назывался вышеназванный отрезок улицы Большой Советской) с улицей Соборная гора. Можно предположить, что Молоховская улица возникла в первой половине XVI века, когда построили вторую земляную крепость. Тогда же появился и каменный мост через сухой ров. Эти предположения подтверждаются тем, что собор Троицкого монастыря, построенный в середине XVII века, имеет колокольню, расположенную на западной стороне Молоховской улицы. Подъем от Днепра в южную часть города становился более коротким, что имело немаловажное оборонное значение. Таким образом, в XVI веке в южную часть города от Днепра можно было попасть двумя путями: по западному логу (улица Парижской коммуны) и единой дороге, образованной улицей Соборная гора — мостом — улицей Молоховской.
Археологические раскопки города, ограниченного древним земляным валом, почти не проводились. Есть смысл исследовать территорию Троицкого монастыря. А вот, наблюдая за строительством домов по улице Докучаева и в восточной части улицы Ленина, мы отметили незначительные размеры культурного слоя — 20—30 см. Это свидетельствует о том, что плотность населения в этих местах была невелика, а в X—XI веках здесь находились луга.
Абсолютное большинство исследователей предполагает, что крепость Федора Коня в конце XVI века унаследовала ворота древней земляной крепости и, следовательно, почти не оказала влияния на систему улиц города. Изменения были связаны только с тем, что в состав города включили Зеленый ручей и укрепления Пятницкого оврага. Крепость провели по Казанскому холму.
Дороги вдоль крепостной стены со временем стали улицами. Вот некоторые из них: Тимирязева, Бакунина, Маршала Жукова, Барклая де Толли.
Основу уличной системы, как и раньше, составляли четыре улицы: Днепровская, Западного и Восточного лога, улицы Соборная гора — Молоховская. Остальные опирались на эту систему. По-прежнему существовали улицы Георгиевская (Фурманова) и Воскресенская (Войкова). Были спланированы и новые улицы. Их размещение носило ярко выраженный оборонительный характер. Была проложена дорога, соединявшая восточные и западные ворота (ныне улица Ленина). Древний оборонительный вал первой земляной крепости срыли в этом месте.
Еще одно обстоятельство, которое ни разу исследователями не отмечалось. Прошла тысяча лет с момента образования города. В этот период имели место климатические колебания, которые отмечались даже летописцами. Во влажные периоды резко усиливалась размывающая сила дождевых и талых вод. Появлялись новые овражки и ложбины в самых неожиданных местах. Если учесть, что неотектонический подъем территории имел место на протяжении всего тысячелетия, то суммарно он составляет один метр. Разница в отметке между средним уровнем воды в Днепре и на его коренном берегу привела к усилению размывающей деятельности выпадающих осадков, появились овраги между улицами Докучаева и Реввоенсовета, между улицами Шевченко и Твардовского. Это не могло не отразиться на размещении улиц.
В XVIII веке по данным Шупинского и карте генерального межевания в Смоленске было всего 15 улиц и 46 переулков. В Заднепровье — 9 улиц и 15 переулков. Обращает на себя внимание то, что общее число переулков в три раза больше числа улиц. Это свидетельствует о том, что система улиц имела главным образом селитьбенное значение. Транспортная их роль была невелика.
В этот подсчет не входят слободы, число которых значительно возросло по сравнению с предшествующими периодами. К старинным поселениям Рачевка, Свирская, которые в XVIII веке были отнесены к слободам, присоединились слободы Ямская, Офицерская, Солдатская, Дворянская, Кукуй, Садки. Слободы имели несколько иной статус. Усадебные участки были больше, предусматривалась некоторая административная самостоятельность, выборность местной администрации. Значительная часть жителей Смоленска жила в слободах.
В середине XIX века развернулось строительство Риго-Орловского шоссе. Предполагалось провести его по центру Смоленска, так как здесь располагался единственный мост через Днепр. Строители решили смягчить крутой подъем улицы Соборная гора и провести участок шоссе по более пологому склону. Дорогу врезали в западный склон уступа, опоясывавшего Соборный холм и состыковывали с улицей Большой Благовещенской в том месте, где от нее отходил Троицкий переулок (улица Красный Ручей).
В последней четверти XIX и в начале XX веков с развитием капиталистических отношений тип расселения резко меняется. Эти изменения произошли в пределах крепости и в зоне торговой площади Заднепровья. На месте усадеб возводили доходные дома. Владелец усадьбы строил дом, рассчитанный на три и более квартиры. Квартиранты платили за жилье, а владелец жил на эти деньги. Сады и лужайки исчезли — все шло под застройку. Дома стояли вплотную друг к другу. Плотность населения в этот период была высокой. В это же время начинает застраиваться верхняя часть города преимущественно каменными домами в несколько этажей.
Если в XVIII веке число улиц и переулков было 85, то в 1881 году—135. За этот период несколько расширилась городская территория. Некоторые окраинные улицы размещались на крестьянских землях. Соотношение улиц и переулков не изменилось. В материалах переписи 1881 года отмечено свыше 200 свободных мест под застройку. Это связано с тем, что строительство доходных домов, особенно в центре, стало преобладать над застройкой усадебного типа. Число жителей города на этот период составляло 33 тысячи. В 1881 году в городе насчитывалось 2163 дома.
В годы Великой Отечественной войны Смоленск был полностью разрушен. Частично уцелели строения на окраинах. В центре высилось несколько домов по улице Тенишевой, Бакунина, Твардовского. Сохранился Дом партактива на углу улиц Докучаева и Барклая де Толли. Люди среди развалин пробирались по тропинкам, за водой ходили в ближайшие родники или на Днепр.
Когда фронт еще стоял в нескольких километрах от города, жители уже расчищали завалы. По первоначальному проекту мыслилось руины снести, а город построить заново, резко изменив сложившуюся систему улиц. В частности, было задумано сделать площадь Смирнова и проложить через руины проспект на юго-запад с выходом на Краснинское шоссе в районе улицы Багратиона. Опыт показал, что разбор и снос развалин обходится очень дорого, а город теряет свое лицо. Поэтому приняли решение восстановить исторический облик центра, сохранить старую систему улиц.
Многие места стали краше довоенных. Зеленый фон Соборного холма, памятник Кутузову на этом фоне, сияющие на солнце купола Собора. На углу двухэтажный ГУМ, потом еще какой-то домишко, белый сарай кинотеатра «Палас», а далее, вплоть до Советского переулка, дома: низ кирпичный, верх деревянный. Около этих домов были надворные постройки, занимающие Соборный холм с запада. Тут война помогла. Все развалины снесли. На внешней стороне холма сирень посадили, склон задерновали. На развилке сквера устроили памятник Кутузову Смоленскому на фоне Собора. Смоленские руины способствовали развитию творческой инициативы наших архитекторов. Там, где сохранились коробки, они были восстановлены без изменений. Там, где лежали только груды кирпича, их убрали и возвели новые здания в стиле второй половины XX века. Стиль этот позже был осужден за архитектурные излишества, но дома украсили старинные улицы Смоленска.
Застройка Поповки начинается с середины 60-х годов. В архитектурном плане и по жилищным удобствам улицы непривлекательны. Сплошные стандартные пятиэтажные «хрущевки» с совмещенными удобствами, маленькой кухней и проходными комнатами. Сейчас они кажутся неудобными. Однако планировалось, что эти здания простоят лет тридцать, а на их месте возведут комфортабельные жилые дома. В то время такая идея была правильной и, в какой-то мере, реальной. «Хрущевки» способствовали решению жилищной проблемы. Население города быстро росло. Коренные жители обитали еще во времянках, а приезжие — в роскошных «хрущевках».
С конца 70-х годов стала практиковаться застройка жилых зон по микрорайонам. Жилой микрорайон — территория определенной площади, примыкающая к проезжей улице. По его периметру располагаются дома повышенной этажности. Внутри ставят жилые дома пониженной этажности, школу, возможно размещение спортивного клуба, библио¬теки, служб быта. Крупные магазины размещаются в периферийных домах с витринами на главную улицу. Проезд машин внутри зоны — только для тех, кто там живет.
Преимущества такого микрорайона в том, что внутри зоны более благоприятный климат. Высотные дома защищают зону от холодных ветров, воздух хорошо прогревается в теплое время года, резко снижается загазованность и шумовое загрязнение внутри зоны. Люди ощущают себя в своеобразном оазисе, и в то же время могут пользоваться всеми преимуществами большого города. Правда, живущие в периферийных домах таких удобств не испытывают, но кому как везет. Идея застройки по микрорайонам хорошая и можно только приветствовать, что ее стали осуществлять в Смоленске.
По классической схеме застроены микрорайоны 6, 7, 8, тяготеющие к улицам Попова и Рыленкова. Планировка этих районов свободная. Микрорайоны 3, 4, 5 примыкают с одной стороны к улице 25 Сентября. Они тоже в основном придерживаются классической планировки. По периметру стоят высотные дома. Но в середине планировка определяется условиями рельефа. Третий микрорайон с трех сторон ограничен улицей Соколовского. Застройка тоже зависит от рельефа, ибо микрорайон расположен в долине речки Ясенной.
Завершается строительство типового микрорайона в конце улицы Пригородной на южной границе города. Он строится по всем канонам и в перспективе, благодаря южному положению и близости центра города, имеет шансы стать престижным. В Заднепровье есть только один микрорайон, построенный по всем правилам — Ситники. Этот микрорайон расположен в конце улиц Маршала Еременко и Лавочкина. Он уже закончен. Девяти- и двенадцатиэтажные дома почти сплошной стеной отгораживают от сильных северных ветров, господствующих здесь. Внутри расположены две школы, в отдельных зданиях — несколько магазинов, почта и жилые пятиэтажные дома «Брежневского» образца. Район еще полностью не освоен, мало зелени. Только возле школ, где учащиеся присматривают за посадками, поднялись стройные деревца.
О развитии уличной системы в XX столетии говорят такие цифры. В начале века протяженность улиц Смоленск была чуть больше 14 км, в том числе с улучшенным покрытием 3,5 км. В 1998 году общая протяженность улиц составила 240 км, в том числе с улучшенным покрытием — более 200 км. Значительно расширилась территория города. Если в начале века на 1 кв. км площади города приходилось 1,2 км улиц, то в 1998 году на 1 кв. км пришлось уже 2,6 км улиц. Стали преобладать улицы с улучшенным покрытием и с освещением в ночное время. Все это свидетельствует об огромном прогрессе в благоустройстве города, несмотря на то, что Смоленск был полностью разрушен во Вторую Мировую войну. |